На юге Австралии нашли древнейшую стоянку первых аборигенов
epa07820262 An archeological team from the University of Cambridge carry out excavations in the Shanidar Cave, 125kms north Erbil, Kurdistan Region, Iraq, 05 September 2019. The team works to discover the 11th skeleton belonging to Neanderthal human, examine the burial methods and carry a study to find out the reasons behind their extinction. The remains of nine Neanderthals, dating from around 65,000-35,000 years ago, were discovered in the cave in 1960, while the 10th have been found in 2018. EPA-EFE/GAILAN HAJI

У берегов реки Мюррей на юге Австралии ученые нашли самую древнюю из известных стоянок аборигенов. Люди на ее территории поселились примерно 29 тыс. лет назад. Описание находки опубликовал научный журнал Australian Archaeology.

«Мы провели первый радиоуглеродный анализ для пластов пород, которые сформировались на юге Австралии до последнего наступления ледников. Они указали на то, что аборигены заселили эту территорию на 22 тысячи лет раньше, чем считалось в прошлом», – рассказал один из авторов исследования, археолог из Университета Флиндерса (Австралия) Крейг Уэстелл.

Первые люди попали в Австралию примерно 50 тыс. лет назад. В то время уровень моря был на несколько десятков метров ниже, чем сегодня, благодаря чему древние люди расселились по всей территории современных Зондских островов, Новой Гвинеи и Австралии, передвигаясь по суше или мелководью.

Впоследствии, когда эпоха оледенения закончилась, эти сухопутные «мосты» между островами и континентами покрыла вода и предки современных аборигенов оказались в изоляции. Археологи и палеонтологи активно изучают, как они адаптировались к жизни на континенте, а также пытаются понять, повлияло ли появление человека на исчезновение австралийской мегафауны.

Первые жители южного континента

Изучая одну из недавно открытых стоянок аборигенов, которая располагается у берегов реки Мюррей на юго-востоке Австралии, Уэстелл и его коллеги выяснили, что предки коренного населения континента распространились по его территории гораздо быстрее, чем археологи и антропологи предполагали раньше.

Исследователи отмечают, что жители этого поселения питались двустворчатыми моллюсками и другой речной живностью. Их раковины аборигены выбрасывали в соседнюю яму, на дне которой они накапливались сотни лет. Благодаря этому исследователи не только детально изучили диету обитателей этого поселения, но и точно определили время его основания и то, как долго оно просуществовало.

Вычислив возраст самых нижних слоев ракушек, ученые неожиданно обнаружили, что первые люди поселились на берегах Мюррея уже 29 тыс. лет назад, задолго до предполагаемого времени появления человека на юге Австралии. Помимо этой стоянки, археологи открыли еще несколько других древних поселений аборигенов. Ученые предполагают, что они возникали из-за того, что река периодически меняла свое русло.

Это могло быть связано еще и с тем, что климат континента в то время был еще более засушливым, чем сегодня. Благодаря этому почти вся территория юга Австралии была покрыта пустынями и полупустынями, пески которых периодически засыпали реки Мюррей и Дарлинг и заставляли их менять русла. Это, несомненно, влияло на жизнь аборигенов и делало ее особенно тяжелой, заключают ученые.

Источник: ТАСС